Советы психолога: 
Развитие памяти у детей

Почему важна память и как ее развивать

Почему важна память и как ее развивать:
ранний возраст

Вначале второго года жизни память выделяется из процесса восприятия, зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием, начинает интенсивно развиваться словесно смысловая деятельность. Все эти изменения связаны с развитием двигательных возможностей малыша, его активным передвижением в пространстве, развитием предметной деятельности и речевого общения.

Расширение личного опыта в этом возрасте составляет содержание памяти. Рассмотрим основные линии развития и воспитания ребенка в связи с возрастными особенностями его памяти.

 

Развитие предметных действий

На втором году жизни дети активно осваивают предметный мир, овладевают понятийным содержанием и функциональным назначением предметов. Развиваются бытовые навыки, координация, появляется автономность или способность действовать самостоятельно, без участия взрослого.

Образная память развивается очень активно, у ребенка формируются и сохраняются в памяти представления об объектах, их размере, свойствах, удаленности, направленности действий. Ребенок может узнавать предмет, которым не пользовался в течение нескольких месяцев. Он запоминает предмет уже по нескольким существенным признакам и узнает его при любом пространственном расположении.

Для развития запоминания необходимы:

1. Постоянство восприятия предметов и действий.

2. Уточнение взрослыми назначения предметов и закрепление двигательных навыков.

3. Постоянное словесное подкрепление взрослыми поведения ребенка.

Родителям в качестве методов развития памяти в раннем возрасте можно порекомендовать включать небольшие стихи, потешки, песенки в предметную и игровую деятельность, что способствует развитию, как образной, так и словесной, двигательной и эмоциональной памяти. Подбирайте такие по содержанию тексты, которые соответствуют бытовой или игровой ситуации (умывание, одевание, игра с куклой, лошадкой и т. д.). В качестве литературных произведений хочется посоветовать стихи А. Барто, С. Михалкова, Е. Благининой, В. Лунина и др.

Очень полезны игры со словом и движением, которые создают положительную эмоциональную обстановку и способствуют быстрому запоминанию и слов и игровых действий. Возьмите на заметку несколько таких забав.

 

Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки
Пляшут на дорожке.

Ножками топ-топ!

Ручками хлоп-хлоп!

Близко ночь- Улетели прочь!

Приплясываем,
держа ручки на поясе

Топаем ножками

Хлопаем в ладоши

Машем ручками

Зайка серенький
Зайка серенький сидит

И ушами шевелит,
Вот так, вот так!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп. Хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок.

Сидим на корточках

Шевелим ушками-ладошками

Хлопаем в ладоши

Прыгаем как зайчик

 

Развитие речи и общения

На втором и третьем году жизни общение ребенка с окружающими становиться преимущественно речевым. Ребенок переходит от пассивной речи к активной, его словарь растет, происходит усвоение грамматических форм, развивается понимание фразовой речи, совершенствуется произношение. В этом возрасте начинает активно развиваться словесно смысловая память, ребенок реагирует уже не на ритмическую структуру слова, а на его значение. Совершенствование речи позволяет направлять процесс запоминания. Непосредственный характер запоминания в этом возрасте уже возможно направлять в процессе организованного восприятия или наблюдения. Для этого необходимо, чтобы ребенок обладал определенными представлениями и мог устанавливать по примеру и вместе со взрослым простые соотношения между частями или свойствами наблюдаемого объекта.

Необходимо помнить, что излишне эмоциональный характер ситуации наблюдения будет мешать запоминанию, поскольку эмоции вытеснят смысловое содержание.

Чтобы активизировать в памяти представления необходимо использовать беседы, рассматривание картинок, игры.

 

Развитие социальных отношений формирование норм поведения

Развитие словаря и расширение личного опыта приводит к тому, что малыш начинает понимать некоторые нравственные нормы. И хотя они не регулируют пока его собственного поведения, ребенок запоминает их в связи с конкретными бытовыми ситуациями. Запоминает не только по словесному определению взрослым, но и по эмоциональному содержанию. Это первый серьезный этап нравственного становления человека, в котором память – главный координатор.

Для того чтобы ребенок как можно лучше и быстрее запомнил норму поведения, соблюдайте несколько простых правил:

• используйте одну и ту же ситуацию для запоминания нормы поведения;

• напоминайте ребенку об определенном способе поведения постоянно, а не от раза к разу;

• не заигрывайте и не шутите, когда объясняете поведение.

К концу 3-летнего возраста возрастает объем и прочность запоминания, на первый план выходит словесная память, появляется новый процесс памяти – воспроизведение и, наконец, формируются предпосылки для способности целенаправленного запоминания информации.

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям