Советы психолога: 
Развитие мышления у детей

развитие мышления с рождения до школы (ранний возраст)

“Хотим, чтобы рос умным”
или развитие мышления с рождения до школы (ранний возраст)

 

Итак, мы с Вами уже знаем, что достижением в развитии младенца является появление соотносящих и функциональных действий. В дальнейшем мы будем называть функциональные действия орудийными, поскольку они осуществляются на основе достижения ребенком практической цели с применением предмета-орудия.

После первого года жизни появляются принципиально новые двигательные возможности в освоении ребенком предметно-пространственной среды: ребенок научился самостоятельно ходить, доставать и переставлять предметы. Эти особенности являются физической основой для развития предметной деятельности, психологической основой – становится развитие простейшего анализа и сравнения по определенному признаку. К примеру, если ребенок до года хаотично надевает кольца пирамидки на штырь и соотносит только отверстие и палочку, то ребенок от 1-1,5 лет собирает пирамидку от большого кольца к маленькому, примеривая каждое к последующему по размеру.

Умение примеривать один предмет к другому по определенному признаку является показателем развития таких мыслительных операций, как анализ и синтез.

“Примериванию”, как способу решения практической задачи обучает ребенка взрослый в различных дидактических играх: пирамидки, матрешки, шнуровки, мозаики.

Совет:

• Чередуйте показ и самостоятельное действие – примеривание, используя многократное решение разнообразных практических задач.

• Используйте как можно больше традиционных дидактических игрушек.

 

По мере накопления опыта соотносящих действий формируется наглядно-действенное мышление ребенка, которое характеризуется способностью воздействовать на один предмет с помощью другого предмета-орудия. При этом ребенок анализирует не только признаки и свойства предметов, но и пространственные условия. То есть, если предмет находится далеко или высоко от ребенка, он способен найти в своем окружении такое орудие, с помощью которого он мог бы достать интересующий его объект.
Если Вы будете внимательно и длительно наблюдать за ребенком, то заметите, что вначале использование орудия носит случайный характер (малыш случайно замечает, что какой-то из предметов помог ему достичь цели). Теперь произойдет переключение – ребенок будет озадачен тем, чтобы найти средство или орудие для реализации своей цели. Здесь закладываются зачатки причинно-следственных связей, состоящих в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к изменению другого предмета.

Совет:

• Предлагайте ребенку образец применения орудийных действий наравне с возможностью открыть для себя этот способ самостоятельно. Например, если вы научили малыша переносить предметы в сумочке, то создайте условия, чтобы он догадался, что это можно делать с помощью коробок, узелков, кульков и т. д.

 

Наглядно-действенное мышление ребенка характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Это значит, что в предмете, который ребенок выбирает как орудие, он ориентируется только на один значимый для выполнения цели признак, отвлекаясь от всех других.
Если ребенок понял, что палкой удобно доставать предметы, то он будет использовать все похожие предметы с этой целью. Кроме того, ребенок будет использовать одно и то же орудие для реализации разных задач. Здесь ребенку помогает его опыт, образная память и представление о результате и последовательности действий.

Особое место в развитии наглядно-действенного мышления играет речь взрослого, который комментирует все действия малыша, координирует и направляет их. С помощью речи взрослый фиксирует в сознании малыша результат действий и ставит новые проблемы.

 

Совет:

• Если Вы хотите, чтобы ребенок от случайных действий быстрее перешел к результативным, то как можно больше сопровождайте его деятельность собственной речью.

• Учите ребенка задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Совместно с ребенком сформулируйте вопрос перед решением практической задачи, например, неустойчивая постройка – какой кубик внизу? не выливается – отрыто ли отверстие, есть ли жидкость?

• Учите ребенка сравнивать предметы по цвету, затем форме и величине.

 

На третьем году жизни в процессе орудийной деятельности у детей складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.
Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует простейшую культуру мышления и способствует развитию словесного мышления.
К концу третьего года жизни ребенок способен изображать реальное действие несоответствующим ему предметом, т.е. появляются предпосылки игровой деятельности.

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям