Советы психолога: 
Развитие мышления у детей

развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст

“Хотим, чтобы рос умным”
или развитие мышления с рождения до школы (дошкольный возраст)

 

Главным достижением развития мышления в раннем детстве являются представления. Теперь ребенок может думать о том, что выходит за пределы конкретной ситуации. За дошкольный период у ребенка возникают 3 формы мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и понятийная.
Как происходит смена форм мышления?

Наглядно-действенная

Дошкольник познает новые связи и отношения сначала только в процессе решения практической задачи, например, бросает предметы в воду, чтобы проверить будут ли они плавать. В практической деятельности ребенок от выделения простых связей и отношений переходит к более сложным, отражающим причины и следствия. Дети начинают проводить простейшие опыты, делают свои первые выводы и обобщают свои представления. Так в опытах с водой ребенок понимает, что утонет не только эта крышка, машинка, мишка, и т. д., а любой тяжелый предмет. Осознаются и словесно обозначаются и способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения в слух не оторванная от практического действия.

 

Наглядно-образная

Накопленный в процессе множества попыток опыт, позволяет дошкольнику заранее составить в голове план решения и сформулировать словесно ее решение. Происходит это благодаря изменениям со стороны речи и мыслительных операций: речь теперь предваряет действие, а анализ и синтез становятся способами умственной деятельности.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Объяснения и рассуждения ребенка своеобразны, в них преобладает субъективизм, опираются дети на случайные признаки, поэтому рассуждения поверхностны и противоречивы, но при этом оригинальны. Это связано со следующими причинами:

• недостаток опыта, а, значит, нечеткость и ограниченность знаний;

• несформированность способов умственной деятельности;

• недостаточная критичность мышления.

 

Особенность детских рассуждений не только недостаток, но и достоинство мышления малыша, потому что помогает при недостатке знаний справиться с потоком информации и объединить разнообразные и непонятные явления в целое.
Понятийная

К 6-ти годам у дошкольников изменяется характер обобщений, дети от внешних признаков переходят к более существенным. Обобщение на основании существенных родо-видовых признаков позволяет освоить классификацию, в которой дети опираются на понятия. Старшие дошкольники оперируют многими понятиями предметного и социального содержания. Обобщенные представления и возникающие вслед за ними понятия складываются в первичную картину мира. И хотя познание по-прежнему происходит на наглядно-образной основе, но ребенок подходит к пониманию объективных законов логики и готовится к понятийному мышлению.

К концу дошкольного возраста ребенок способен согласовывать и обосновывать свои суждения и самостоятельно делать выводы.

 

Как развивать самостоятельность и пытливость ума?
Внимание! Детский вопрос

• Возникновение вопросов – показатель простейшей теоретической деятельности. Равнодушное отношение взрослого к детским вопросам снижает познавательную активность ребенка.

• Отвечая на вопрос, не спешите дать готового ответа, предоставьте возможность самостоятельно найти решение.

• Ваши ответы должны быть достоверными, исчерпывающими и немногословными, тогда они будут поощрять, а не подавлять детскую любознательность.

Развитие связной речи

• Учите ребенка описывать и сравнивать предметы и явления, выделяя существенные признаки.

• Помогайте обобщить свои высказывания и сделать вывод.

• Предлагайте ребенку рассуждать, опираясь на известные ему факты и события.

Системность знаний

• Информация для познания должна быть доступна ребенку по возрасту.

• Простые знания должны предшествовать более сложным и должны быть связаны с полученными ранее.

• Оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенок хотел вернуться к этому еще раз.

“Не обрушивайте на ребенка лавину знаний…. – под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги”.

В.А. Сухомлинский

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям