Советы психолога: 
Развитие эмоций у детей

Эмоциональное развитие детей от года до трех

Эмоциональное развитие детей от года до трех

 

Эмоциональное развитие детей второго и третьего года жизни тесно связано с предметной и игровой деятельностью. Поговорим об этом более подробно.

Предмет и детская эмоциональность

Эмоциональные реакции у детей второго года жизни возникают под влиянием объектов, с которыми предстоит действовать ребенку, на саму в целом предметную ситуацию, на собственные действия и на полученный результат. По выражаемым ребенком эмоциям можно судить о степени развития его навыков и удовлетворении потребности в совместной с взрослым предметной деятельности.

Положительные эмоции (улыбки, радостные возгласы, частые обращения к маме) говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение. Он переживает по поводу результатов своего действия, радуется успеху-одобрению и огорчается при неудаче. В этом процессе огромное значение отводиться речи.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся чувств, моральных суждений. Происходит это следующим образом. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, то есть еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Постепенно, примерно к 2,5-3 годам слово перестает нуждаться в подкреплении и ребенок уже реагирует на его значение, как таковое. На основе сформированной связи “представление о хорошем, правильном поведении – одобрение взрослого – положительные эмоции” происходит становление регулирующей функции речи. С этого момента поведение ребенка управляется речью взрослого.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценки продолжает формироваться чувство стыда, связанное с ранним опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцененных образцах поведения. Оно возникает при отклонении поведения от положительного образца. При этом малыш сам чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Для развития достоинства, самолюбия и гордости за свои положительные поступки особое значение имеет похвала. Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают только при прямой оценке взрослого. Если положительные оценки повторяются и связываются с одними и теми же качествами и поступками, потребность получать положительную оценку и удовлетворять свое самолюбие становится устойчивой. Противоречие возникает, когда взрослый перестает хвалить ребенка за его прошлые достижения, а новая форма поведения или формирующиеся способности не заслуживают такой же похвалы. Например, мама не станет хвалить ребенка 4 лет за то, что он сам одел или снял колготки и ли самостоятельно поел, а малыш 2-2,5 лет получит за это одобрение старших. Ребенок сопротивляется и продолжает гордиться тем, чем привык, пока под влиянием новой оценки и новой ситуации развития не перестраивается его отношение к себе и своим способностям.

Эмоциональное развитие и сверстники

На 2-3 году зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, чувство зависти, ревность. Это имеет особое значение, так как большинство детей начинают в этом возрасте посещать общественные учреждения. Дети стремятся узурпировать внимание взрослого и протестуют. Когда его приходиться делить с другими детьми. В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. Накопление собственного жизненного опыта и опыта общения помогает ребенку понимать, когда другому ребенку больно, обидно, плохо. Уже до трех лет ребенок способен оказать посильную для себя помощь, утешить, поделиться, привлечь к участию в игре.

Настроение близких людей дети понимают намного лучше. Любовь, привязанность становятся глубже.

Эмоции и игра

Малыш начинает получать удовольствие от игры уже к концу второго года жизни. Возникают переживания, связанные не только с действием, но и с сюжетом. Неудачно выполненное игровое действие вызывает сильное огорчение, иногда слезы и раздражение. К концу третьего года жизни ребенок не реагирует уже так сильно на предметное действие, но больше переживает развитие сюжета. Чем сильнее ребенок реагирует на игровые события, тем выше уровень развития игровой деятельности и ее значимости для ребенка.

Обобщая особенности эмоционального развития детей раннего возраста, хочется подчеркнуть, что эмоции и чувства в этом возрасте неустойчивы, кратковременны и бурно выражаются. Дети очень возбудимы и это оказывает влияние на все поведение. Любое ожидание приятного события или их насыщенный характер и чрезмерная продолжительность вызывают плаксивость, капризы и раздражительность. Чтобы не провоцировать эмоциональных срывов, соблюдайте несколько простых правил:

• не перегружайте детей эмоциональными раздражителями;
• помните об “эмоциональном заражении”, свойственном еще этому возрасту, когда дети повторяют эмоциональные реакции друг друга;
• придерживайтесь режима, традиционных для вас способов кормления и укладывания спать;
• придерживайтесь выработанных способов воспитания и общения, не допуская рассогласования требований к ребенку;
• избегайте “экзальтации” в общении с отдельными близкими, связанной с недостаточно продолжительным и эмоционально насыщенным общением (например, визит бабушки или приходящего папы).

 

Комментарии закрыты

Навигация по записям